Рекламный баннер 990x90px ban1
102.71
104.86
Рекламный баннер 728x90px main1

На штурм Арктики

«На штурм Арктики».

16, 17 и 18 апреля 2024 года в МБОУ «СОШ п.Эгвекинот» с ребятами 6 «А», 8 «А» и 8 «Б» классов прошел музейный урок «На штурм Арктики». Во время урока дети узнали о том как зародилась полярная авиация на Чукотском полуострове.

До 1914 года опыт полетов в Арктике практически отсутствовал.

8 августа 1914 г. морской летчик Балтийского флота Ян Нагурский на гидроаэроплане «Морис Фарман» первым в мире поднялся в небо Арктики. Его задачей было отыскать следы пропавшей на Новой Земле экспедиции русского исследователя Георгия Седова. Нагурскому удалось отыскать среди снегов стоянку. Проводя испытания новых гидроаэропланов, в сентябре 1916 года впервые в мире на летающей лодке М-9 Нагурский совершил в одном полете 2 «мертвые петли» (петли Нестерова). Мировой рекорд Нагурского был зарегистрирован в специальном журнале всероссийского аэроклуба.

Чухновский Борис Григорьевич стал первым полярным летчиком, использовавшим самолет для ледовой разведки. Воздушные экспедиции 1924 и 1925 гг. с участием Чухновского доказали полезность авиации в исследовании Арктики и обеспечении полярного судоходства. В то же время авиация была призвана на помощь судам в обеспечении зверобойного промысла в Белом море. Навигация 1929 года была особенно тяжелой. Торговое судно американского бизнесмена Олафа Свенсона «Элизиф», получившее пробоину во льдах, было выброшено на берег у мыса Биллингса. На помощь подошел советский пассажирский пароход «Ставрополь». Экипаж и большую часть груза с американского судна сняли. Пароход «Ставрополь» сам попал в ледовый плен в 6 километрах западнее мыса Северного. На пароходе кроме команды было 30 пассажиров, среди них женщины и дети. На помощь пришел из бухты Провидения самолет Виктора Галышева. Галышев на «Юнкерсе» вывез людей на базу, подготовленную на берегу бухты Провидения.

В 1932-1933 гг. 6ольшое значение в деле геологического изучения и последующего хозяйственного освоения Чукотки имели воздушные экспедиции, организованные Арктическим институтом. Возглавлял экспедиции известный геолог Сергей Обручев. Он предложил использовать авиацию для масштабных исследовательских работ и топографической съемки Чукотского полуострова. В 1932 году в июле С. Обручев и геодезист К.Салищев летели от Красноярска до острова Врангеля на гидросамолете «Дорнье-Валь», командиром и штурманом был Петров Л. В., первым пилотом Георгий Страубе. В 1933 году на трехмоторном гидросамолете Юг "СССР Н-4" летчики Федор Куканов и Георгий Страубе, провели несколько рискованных полетов в глубину Чукотского полуострова. Находившиеся на борту самолета С. В. Обручев и К. А. Салищев продолжили аэросъемку площади 400 тысяч квадратных километров, что позволило в короткий срок составить карту большой части территории Чукотского национального округа.

Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 (ТБ-1) первым вывез 12 челюскинцев из лагеря Шмидта 5 марта 1934 г. Герой Советского Союза. Совершил 29 поисковых полётов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек — 10 женщин и двоих детей.

После дрейфа «Челюскина» в Чукотском море появилась идея создания первой в мире дрейфующей полярной станции на Северном полюсе. Именно летчики: Василий Молоков, Илья Мазурук, Михаил Водопьянов, Михаил Бабушкин, Анатолий Алексеев, Матвей Козлов, Валентин Аккуратов в сопровождении самолета-разведчика Павла Головина доставили четверку папанинцев на Северный полюс 21 мая 1937 года. Сейчас все полярники отмечают эту дату как День полярника.

Освоение богатств Северо-Востока, регулярное плавание по Северному морскому пути потребовали создания на Чукотке оседлой авиации, чтобы летчики могли здесь жить и работать круглый год. В 1934 -1935 в бухту Провидения прибыли летчики Владимир Сургучев,

Георгий Катюхов, Михаил Каминский, Евгений Конкин, а также Быков, Богдашевский, Виктор Богданов, Георгий Волобуев,

Неустроенный быт, суровый климат Севера, незнание законов Арктики для новичков создал немало проблем. В таких испытаниях закалялся характер первых на Чукотке летчиков, они учились жить в совершенно иных, чем на Большой земле, условиях, накапливали первый опыт, узнавали цену людям.

Теперь, по прошествии времени, можно сказать, что нет худа без добра. Если бы не случилось несчастья с пароходом «Челюскин», не было бы такого взрыва энтузиазма: тысячи советских людей оказались зараженными вирусом полярной романтики, они заболели Арктикой.

По окончании событий 1933-34 гг. Главным управлением Севморпути была поставлена задача организовать в Арктике постоянные авиаподразделения, работающие круглый год.

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2
Рекламный баннер 240x200px right1
Рекламный баннер 240x200px right2
Рекламный баннер 240x200px right3